Содержание
Мнение о категорической недопустимости применения присадок в масло достаточно широко распространено. Но есть и немало автолюбителей, которые будут упорно доказывать их пользу, якобы у знакомых после заливки препарата Х машина “восстала из мертвых”, бьет рекорды скорости и экономичности, и вообще, хоть на гонки “Формулы-1” выставляй.
Кто прав, а кто не очень? Попробуем разобраться. Начнем с того, что правил без исключений не бывает, и вопрос сводится к тому, когда что применять.
Присадки к моторным маслам
По назначению можно разделить на следующие группы:
- антифрикционные (противоизносные);
- антиокислительные;
- противозадирные;
- антивспенивающие;
- моющие;
- восстановительные.
Задача любой смазки – предотвратить контакт поверхностей пар трения друг с другом. Но условия работы в двигателе весьма жесткие, и простое (базовое) масло с этой задачей уже не справляется. Назначение присадок – помочь в сохранении масляной пленки на деталях, уменьшить последствия, если это не удалось и, поскольку масло под действием высоких температур теряет смазывающие свойства, замедлить этот процесс.
Качественные масла, как правило, получают весь необходимый набор присадок при изготовлении и в дополнительных не нуждаются. Поэтому, в общем случае, для неизношенных двигателей их применение не оправданно, так как потенциальные риски превышают потенциальную пользу.
Риск заключается в том, что химические элементы масла и присадки при высоких температурах и давлениях могут вступать в реакцию самым неожиданным образом и даже опытный химмотолог (химмотология – наука о смазочных материалах) без лабораторных исследований не возьмется предсказать последствия.
Но даже при абсолютном совпадении химического состава возникает вопрос дозировки. Заливать в двигатель вместо 4, например, 8 литров масла вряд ли кому-то взбредет в голову, а тут ситуация аналогична. Как и в медицине, в зависимости от дозировки, лекарство может превратиться в яд. А устраивать из двигателя собственного автомобиля испытательный полигон методом проб и ошибок в плане ресурса и надежности идея так себе…
Другой вопрос когда мотор уже немолод. В просто изношенных имеет смысл использовать специальные серии масел для двигателей с большим пробегом. В них изначально увеличена доля компонентов, необходимых усталому агрегату. Порой такие масла выпускают и производители присадок. Другой вариант – применение обычных масел с добавлением присадок, но риск несовместимости в этом случае остается.
А если состояние близко к критическому и стоит вопрос протянуть еще немного до капремонта, тогда ситуация открывает простор для творчества и фантазии. Самый простой и дешевый способ – загустители масла. Более густое масло скрадывает зазоры и несколько повышает компрессию, создавая впечатление еще живого движка.
Данным способом обожают пользоваться некоторые автомобильные перекупщики, впаривая излишне доверчивым покупателям машины в предкритическом состоянии под видом "слегка уставших".
Если мотор еще вполне рабочий, но перспектива капиталки уже виднеется на горизонте, тогда восстановительные присадки могут подарить несколько, а то и десяток-другой тысяч километров, за время пробега которых можно подготовиться к капремонту материально и морально.
А когда присадки целесообразны?
Как по мне, качественные присадки желательны после капремонта, а также других видов ремонта двигателя, при котором менялись ответственные пары трения:
- в цилиндро-поршневоой группе;
- кривошипно-шатунном механизме;
- газораспределительном механизме.
Зачастую в ремкомплекты идут наборы деталей, не прошедшие контроль на сборочном конвейере и зазоры в них могут оказаться на грани номинала, а то и превысить его. Тогда имеет смысл применить на обкатке медно-молибденовую (медь снижает приработочный износ, а молибден уменьшает трение при срыве масляной пленки) присадку, а сразу после обкатки “заполировать” восстанавливающей керамикой.
Данная схема применялась на практике и показала неплохие результаты. Двигатель легкого фургона выдержал несколько жестких перегревов, в т. ч. более чем часовую работу в кипящем состоянии, после этого прошел около 70 000 км, эксплуатация остановлена по нетехническим причинам.
Присадки к топливу
Довольно многочисленны по назначению, среди прочих:
- очистители топливной системы;
- модификаторы физико-химических параметров;
- модификаторы сгорания (т. н. кислородсодержащие).
Что касается всевозможных очистителей, то чистить они чистят, но все отложения пойдут в цилиндры двигателя. Это и карбюраторному не подарок, а инжекторам или форсункам будет совсем грустно.
С модификаторами ситуация неоднозначна. Если прогноз погоды обещает сильные морозы. а в баке летняя солярка, то присадка, снижающая температуру застывания, может здорово выручить.
“Повышатели” октанового числа зачастую выходят боком. В 90-е пользовались спросом среди мутных АЗС китайские ферроцены. Казалось бы, сказка, несколько долларов за присадку и цистерна 76-го превращалась в цистерну 95-го.
Одна беда, через несколько десятков километров на таком бензине моторы начинали беспощадно “троить”, так как ферроцены были на основе железа и при сгорании бензина оседали в том числе и на поверхности изолятора свечи зажигания, создавая токопроводящий мостик, по которому искра уходила на массу.
Характерный признак передоза ферроценов – ржавый налет на выкрученной свече поначалу приводил водителей в недоумение, откуда взяться ржавчине в камере сгорания?
Итоги и выводы
Тема слишком объемна, все виды присадок даже не упомянешь, поэтому рекомендация в этом вопросе проста: руководствоваться принципом Гиппократа “не навреди”.