Содержание
В связи со срывом поставок зарубежными партнерам АвтоВАЗ был вынужден лишить Ниву Тревел кондиционера и системы ABS. И если с последней так ничего решить и не удалось, то к октябрю 2022 года кондиционеры вернулись. Что поменялось и как обслуживать? Какие комплектующие используются вместо зарубежных? Все ответы здесь.
Устройство системы кондиционирования Нива Тревел
Устройство системы кондиционирования унифицировано на всех моделях АвтоВАЗа за исключением вариантов с импортными двигателями, но все они уже ушли с конвейера. Нива Тревел получила неизменный мотор 1,7 л и привычную компоновку системы кондиционирования, которую унаследовала от Шевроле Нивы.
Основные элементы системы:
- Кнопка включения в салоне;
- Электромагнитная муфта компрессора;
- Реле включения;
- Датчик давления хладагента.
Также в процессе работы участвует электронная система управления двигателем (ЭСУД). Именно она определяет можно включить компрессор кондиционера или нет. В базовом исполнении контроллера BOSCH условия следующие:
- Напряжение в бортовой сети не превышает 16,5 В;
- Датчик давления указывает на нормальные показатели;
- Открытие дроссельной заслонки менее 68%;
- Мотор запущен более 5 секунд;
- Нажата кнопка включения кондиционера в салоне.
Невыполнение любого из этих условий не даст запуститься кондиционеру. Важно учесть, что использование сторонних прошивок Январь исключает из цепи проверки датчик давления, поэтому кондиционер может быть запущен даже при отсутствии в системе масла. Это гарантированно приведет к его поломке.
Как работает кондиционер Нива Тревел
Цикл работы системы кондиционирования начинается с нажатием водителем кнопки запуска в салоне. Кнопка замыкает цепь, идущую через вентилятор отопителя, которая подает сигнал на систему впрыска. Блок управления двигателем проверив условия запуска, указанные выше, принимает решение о запуске муфты компрессора. Одновременно включается правый вентилятор обдува радиаторов под капотом.
Скорость вращения вентилятора меняется пропорционально возрастанию давления в системе кондиционера. На уровень давления влияет исправность радиаторов и их загрязненность. Если залить в систему больше фреона чем положено это также станет причиной постоянного повышенного давления. Система защиты выключит компрессор при превышении предельного давления. Но только в случае отсутствия сторонней прошивки.
Элементы системы кондиционирования Niva Travel
Климатическую систему нельзя отнести к надежным узлам, поэтому разберем ее составляющие с указанием артикулов для покупки деталей в случае ремонта.
Конденсатор
Также называется радиатором кондиционера. Его задача конденсация хладагента, фреона. Выделившееся в процессе тепло радиатор излучает в воздух. Конденсатор установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя, но имеет меньше размеры.
Терморегулирующий вентиль
Отвечает за регулировку давления в системе путем большего или меньшего открытия. Уровень открытия определяется исходя из интенсивности кипения хладагента в испарителе. Артикул 52488581.
Испаритель
Внутри данного элемента происходит испарение хладагента. Находится в корпусе блока системы вентиляции, отопления и кондиционирования. Артикул 03232510-00.
Трубопровод
Система мягких и жестких трубок для движения хладагента между элементами системы.
Компрессор
Сердце всей системы, которое сжимает фреон и обеспечивает его движение по трубкам. Приводится в действие от двигателя через ременную передачу. Артикул 21236-8111012-00.
САУКУ
Система автоматического управления климатической установкой или сокращенно САУКУ. Установлена в центре под торпедой и позволяет контролировать направление обдува, температуру воздуха и скорость его подачи. Основывает свою работу на показаниях датчиков давления, наружной температуры и температуры в салоне.
Ресивер-осушитель
Узел сбора влаги из фреона, а также его очистки и хранения. Находится непосредственно на конденсаторе. Без него работа системы невозможна, так как гигроскопичный фреон быстро наберет критическое количество влаги из воздуха. Артикул 21214-8113010.
Технические характеристики
Официальный мануал производителя указывает на то, что в климатическую систему необходимо заливать 400 г хладагента и 220 мл масла. Превышение указанных объемов приводит к повышению давления в системе.
С завода в автомобиль залит хладагент П134а и масло ISO 150 (АТ41244).
Поломки климатической системы Нива Тревел
Судя по отзывам климатическая система регулярно преподносит сюрпризы владельцам. Но связаны они, как правило, с конструктивными особенностями или халатностью сборщиков на конвейере. Большинство машин, владельцы которых жаловались на недостаточную эффективность охлаждения были не дозаправлены с завода.
Шум при включении холодильной установки это норма, но если он не проходит через пару минут значит на это есть причина. Таковой может быть ослабленный ремень кондиционера либо люфт натяжного шкива. Обе поломки диагностируются визуально и требуют замены изношенных деталей.