Содержание
В мировой практике автомобилестроения не так уж много случаев, когда модель держится на конвейере более 40 лет и. пожалуй, современная Нива по праву может носить приставку Легенда. Хотя её конструкция была для того времени революционной, технические характеристики за неполные полвека изменились мало, а с управлением легко разберутся водители самого почтенного возраста.
Кузов и его габариты
Нива стала предтечей современных кроссоверов, но кузов её формально относится к универсалам. Сейчас она выпускается в 3-х и 5-и дверном вариантах кузова, первый это родной с Нивы-2121, а второй он же с полуметровой вставкой за средней стойкой.
Параметр | 3-х дверная | 5-и дверная |
Колесная формула | 4х4 | 4х4 |
Расположение двигателя | спереди продольно | спереди продольно |
Количество мест | 4 | 5 |
Длина, мм | 3 640…3 740 | 4 140…4 240 |
Ширина, мм | 1 680 | 1 680 |
Высота, мм | 1 640 | 1 640 |
База, мм | 2 200 | 2 700 |
Колея передних колес, мм | 1 440…1 476 | 1 440…1 476 |
Колея задних колес, мм | 1 420…1 456 | 1 420…1 456 |
Объем багажника/ со сложенными спинками задних мест, л |
265/585 | 420/780 |
Дорожный просвет (клиренс), мм |
200 | 200 |
Диапазон значений длины объясняется возможностью установки разных бамперов, а колеи – разными типоразмерами дисков и шин.
Массовые характеристики
Вполне ожидаемо 5-и дверная версия несколько тяжелее и грузоподъемнее 3-х дверной.
Параметр | 3-х дверная | 5-и дверная |
Снаряженная масса, кг | 1 285 | 1 485 |
Полная масса, кг | 1 610 | 1 850 |
Допустимая масса прицепа:
|
300 600 |
300
600 |
Объем бака, л | 42 | 65 |
Двигатель Нивы Легенды
Двигатель единственный для всех версий, рядный, 4-х цилиндровый, с 5-ти опорным коленвалом, верхним расположением клапанов и впрыском топлива. Индекс мотора – 21214.
Ведет свою родословную от 21031, устанавливаемого в свое время на ВАЗ-2106, а уже с него перекочевавшего на Ниву. Несмотря на все модернизации, характеристики отнюдь не поражают воображение.
Рабочий объем, куб. см. | 1 690 |
Мощность, л. с./ при частоте вращения, об/мин | 83/5 000 |
Крутящий момент, Нм/ при частоте вращения, об/мин | 129/4 000 |
Марка топлива | АИ-95 |
Диаметр цилиндра, мм | 82 |
Ход поршня, мм | 80 |
Степень сжатия | 9,3 |
Двигатель самый слабый элемент Нивы. По сравнению с предком он вырос в объеме. но добавил всего 3 л. с., при этом ремонтопригодность инжекторной системы на порядок ниже карбюратора, поддающегося чистке и ремонту прямо посреди дороги.
Это тот случай, когда в погоне за модой и экологией модернизация больше испортила, чем улучшила. Формально он стал соответствовать Евро-5, но кому это нужно в тех местах, где ездят Нивы?
Рабочий объем увеличен максимально для этого блока*, отсюда склонность к перегревам и невысокий ресурс. Замена жигулевской двухрядной цепи в приводе ГРМ на однорядную тоже сомнительное решение.
*-основа ВАЗ-2101 рабочим объемом 1,2 л
Динамические характеристики и расход топлива
Понятно, что со слабым мотором и динамика будет соответствующая, но ценителей Нивы светофорные старты мало волнуют, у них другие приоритеты.
Параметр | 3-х дверная | 5-и дверная |
Скорость максимальная, км/ч | 142 | 137 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 17 | 19 |
Расход топлива в цикле, л
|
12,1 8,3 |
12,1
8,3 |
Контрольный расход Нивы образца 77 г на скорости 80 км/ч составлял 9,9 л/100 км бензина АИ-93.
Трансмиссия
Здесь вариантов тоже нет, одна на все случаи жизни.
Коробка передач – механическая, 5-ступенчатая.
Раздаточная коробка – механическая, 2-ступенчатая, с блокировкой межосевого дифференциала.
Межколесные дифференциалы – свободные, блокировка не предусмотрена (однако встречается замена на самоблокирующиеся как вариант тюнинга).
Подвеска
Передняя – независимая, по схеме на поперечных рычагах, с винтовыми пружинами в качестве упругих элементов и стабилизатором поперечной устойчивости. Амортизаторы гидравлические, телескопического типа.
Задняя – зависимая, неразрезной мост, винтовые пружины в качестве упругих элементов, реактивные штанги и тяга Панара.
Рулевое управление
Травмобезопасное, механизм типа “винт-гайка-сектор” с гидроусилителем.
Тормозная система
С встроенным гидровакуумным усилителем и АБС. Механизмы тормозов:
- передние – дисковые, вентилируемые;
- задние – барабанные.
Диски и шины
Заводской установки – 185/75 R16, допустимые – 175/80 R16.
Параметры дисков:
- диаметр центрального отверстия колеса – 98,0+0,15 мм;
- диаметр круга расположения отверстий под крепеж – 139,7 мм;
- количество отверстий – 5;
- ширина обода – 5J, 5½J,6J дюймов;
- вылет обода – 40…58 мм.
Дополнительное оборудование
Обсуждать оснащенность Нивы электроникой и элементами комфорта несерьезно, на фоне иномарок она выглядит сверхбюджетно. Но кое-что все-таки есть:
- защита картера, стальная;
- АБС;
- система вспомогательного торможения;
- борткомпьютер;
- розетка 12 В;
- электростеклоподъемники в передних дверях;
- аудиоподготовка;
Это в базе, в более дорогих комплектациях добавится:
- розетка 12 В в багажнике;
- электропакет (привод и подогрев) наружных зеркал;
- подогрев передних сидений;
- кондиционер;
- ДХО и ПТФ;
- докатка (почему-то в более дорогих версиях).
Отдельно предлагается пакет “Комфорт”: центральный замок с дистанционным управлением и музыка с разъемами USB и AUX.
Итоги и выводы
Когда-то успех Нивы обусловило уникальное сочетание почти комфорта легкового автомобиля с проходимостью почти внедорожника. Сейчас у Нивы другие достоинства:
- проверенная временем агрегатная база классических Жигулей;
- умеренная цена самого автомобиля;
- доступность и распространенность запчастей;
- возможность самостоятельного ремонта и обслуживания.
Главный недостаток – слабоватый по нынешним временам мотор. Но, поскольку мест, где дороги остались такими же, как и 40 лет назад, немало, этот минус не столь существенен. Зато для таких условий эксплуатации достоинства Нивы превращаются в решающие, а значит, своего покупателя Нива еще долго будет находить.