Нижняя палата утвердила окончательные правила в отношении прохождения техосмотра. Принципиально вопрос решен. Осталось пройти юридическую процедуру, рассмотрение в Верхней палате. Окончательно закон вступит в силу после того, как его подпишет Президент.
Учитывая, что общее мнение уже сформировано маловероятно, что на одном из этапов рассмотрения закон отклонят. В практически стопроцентной вероятностью изменения вступят в силу уже 1 января 2022 года. Техосмотр утратил принцип обязательности, но остались категории и ситуации, для которых техосмотр требуется.
Фактически страховые компании уже начали выдавать начиная с осени 2021 года полисы автогражданской ответственности без предъявления карты технического осмотра автомобиля. Окончательно ситуация с техосмотром приобрела четкие очертания после принятия закона Государственной Думой.
Что ждёт владельцев частных авто
Граждане, владеющие личным авто, могут заключать договор ОСАГО без прохождения технического осмотра автомобиля. При этом ответственность за исправность транспортного средства по прежнему лежит на автовладельце. Сотрудники государственной автоинспекции не будут требовать от водителя предъявить карту осмотра, но в случае неисправности автомобиля на дороге имеют право отправить машину на диагностику.
Вопрос прохождения техосмотра останется с актуальным для личного транспорта в следующих случаях:
- Автомобиль старше 4-х лет и нужно сменить владельца
- При продаже транспортного средства старше 4-х лет
- Внесены изменения в конструкцию автомобиля
Во всех остальных случаях автомобилист должен содержать свой автомобиль в исправном состоянии, при этом проведение диагностики становится добровольным.
Этому есть логическое обоснование. Качество новых автомобилей находится на стабильно высоком уровне. По этой причине многие производители берут на себя гарантийные обязательства, как по времени эксплуатации, так и по интенсивности.
Четыре года эта тот период, во время которого машина остаётся технически исправной благодаря заложенным при производстве параметрам. Если владелец часто меняет железных коней, то их надёжность гарантирована производителем. Вариант наиболее часто встречающихся в жизни, продажа после пяти лет эксплуатации, предусмотрен новыми нормами закона. Такой автомобиль подлежит диагностике перед продажей.
Эксперты, оценивая нововведения в области проверки состояния автомобиля, однозначно сошлись во мнении, что новые правила более прозрачные, понятные. Прежняя обязанность получать каток осмотра автомобиля стала неработающим рудиментом, снимающим ответственность за состояние машины с водителя.
Государство фактически, отменив эту формально исполнявшуюся процедуру, возвращает автовладельцу ответственность за техническое состояние транспортного средства. Неисправность, не устраненная вовремя, будет теперь трактоваться против владельца такого автомобиля, нельзя прикрыться формально проведенной диагностикой.
Кто должен проходить техосмотр
Изменения не распространяются на коммерческий транспорт. В том числе:
- Грузовики
- Автобусы
Отдельным пунктом выделено обязательное проведение проверки технического состояния автомобиля для транспортных средств, используемых в такси.
В области коммерческого использования и перевозки пассажиров государство решило оставить за собой контрольные функции. Поскольку неисправность этого вида транспорта чревата угрозой жизни граждан и экономическим ущербом.
Ожидаемым эффектом нововведения станет сокращение организаций, занимающихся технической диагностикой, сокращение мест проведения технического осмотра и повышения качества этой услуги. Не секрет, что ранее организации, проводившие диагностику состояли из стола и ручки. В условиях, когда техцентров станет меньше, возможностей контролировать их работу станет больше.
Оба решения и об отмене диагностики для личных авто и о сохранении техосмотра для транспорта, используемого в коммерческих целях, направлены не только на снятие бюрократических барьеров, но, в первую очередь, на повышение безопасности на дорогах.