Содержание
Для любого внедорожника, в т. ч. и Нивы Тревел, вопрос количества и качества смазочных материалов стоит острее, чем, к примеру, для легкового авто. С одной стороны, увеличивается количество агрегатов, потребляющих масло (добавляется раздаточная коробка и второй ведущий мост), с другой, условия эксплуатации намного более жесткие.
Это относится как к возросшим нагрузкам, особенно на агрегаты трансмиссии, так и к повышению вероятности внешнего загрязнения масла (при застревании внедорожника в глубокой луже вода быстро остужает разогретые агрегаты, внутри них образуется разрежение, затягивающее внутрь через малейшие неплотности грязь и воду).
Правда, у новой Нивы эта проблема частично решена выводом сапунов с картера мостов наверх, но береженого бог бережет, а главная пара не самый дешевый агрегат.
Отсюда и следует актуальность вопроса смазочных материалов для большинства владельцев Нив, многие из которых предпочитают самостоятельное обслуживание автомобиля.
Заправочные объемы
Для начала разберемся, куда и сколько лить масла. В официальном руководстве по эксплуатации
Скачать руководство по эксплуатации Нивы Тревел
приведены следующие параметры:
Объем системы смазки двигателя, л | 3,75 |
Картер КПП (механика), л | 1,6 |
Раздаточная коробка, л | 0,79 |
Задний мост, л | 1,3 |
Передний мост, л | 1,15 |
Гидросистема усилителя рулевого управления, л | 1,7 |
Кондиционер*, л | 0,22 |
Контроль уровня масла
Знать объемы это, конечно, хорошо, но для контроля в эксплуатации сливать масло не станешь. С двигателем понятно, уровень масла должен быть между отметками на щупе. С агрегатами трансмиссии тоже усложнять не стали:
…на уровне нижнего края контрольного отверстия.
Проще говоря, пока выливаться не начнет.
Какое масло заливать?
В двигатель
Сам АвтоВАЗ жестких ограничений по маркам масла не устанавливает, одновременно рекомендуя горюче-смазочные материалы концерна Роснефть и отсылая за точными данными к собственным дилерам.
Однако ограничения по уровню качества эксплуатационных свойств приводит, не ниже:
- API SL/API SM/API SN;
- СТО ААИ 003 Б5/СТО ААИ 003 Б6.
Ввиду чрезвычайно широкого разброса температур, при которых может эксплуатироваться Нива Тревел, производитель не указывает конкретные классы вязкости для моторного масла, а приводит схему подбора требуемого класса вязкости в зависимости от температуры окружающей среды.
Минимальная температура запуска двигателя, градусов Цельсия | Максимальная температура воздуха при эксплуатации, градусов Цельсия | Класс вязкости по SAE J 300 |
ниже -35 | 25 | 0W-30 |
ниже -35 | 30 | 0W-40 |
-30 | 25 | 5W-30 |
-30 | 35 | 5W-40 |
-25 | 25 | 10W-30 |
-25 | 35 | 10W-40 |
-20 | 45 | 15W-40 |
-15 | 45 | 20W-40 |
-15 | выше 45 | 20W-50 |
Пробег до замены
Интервал пробега между заменами моторного масла и фильтра – 7 500 км.
Указанная цифра приведена официально для тяжелых дорожных условий(интервал для нормальных условий – 10 000 км), однако их список довольно обширен, и получается, что тяжелые условия практически основные для внедорожника Нива:
- повышенная запыленность;
- повышенная/пониженная температура воздуха;
- эксплуатация с прицепом;
- горные дороги;
- пробег менее 10 км за 1 поездку (двигатель не успевает прогреваться);
- длительная (более 30% от суммарной) работа мотора на холостом ходу.
С другой стороны, частой заменой масла двигатель не испортишь. Хотя это и неприятно для бюджета, замена масла все равно дешевле замены двигателя.
Уже упоминавшийся концерн Роснефть является поставщиком т. н. масла первой заливки, марки РОСНЕФТЬ 5W-30, хотя не так давно заливали Лукойл аналогичного класса.
По состоянию на 2021 год моторное масло с завода может быть 2 марок:
- ЛУКОЙЛ ГЕНЕЗИС SAE 5W-40;
- ROSNEFT MAGNUM MAXTEC 5W-40.
В коробку, раздатку, ведущие мосты
Трансмиссионное масло, по группе эксплуатационных свойств не ниже GL-5. Среди рекомендованных:
- «ЛУКОЙЛ ТМ-5» (80W-90,85W-90);
- «СПЕКТРОЛ ФОРВАРД» (80W-90);
- «AGIP ROTRA MP» (80W-90);
- «НОВОИЛ Т» (80W-90);
- «НОРСИ» (80W-90, 85W-90).
Вязкостные характеристики трансмиссионного масла подбираются аналогично моторному, в общем случае, чем выше температура, тем больше цифра индекса вязкости.
Стоит отметить, что, хотя замена моторного масла после обкатки считается необязательной, менять трансмиссионное все же рекомендуют, после 2 000 – 3 000 километров пробега.
На заводе трансмиссионное масло заливают:
- Rosneft Kinetic Hypoid 80W-90.
Однако отзывы о качестве “заводских” масел на форумах нивоводов порой достаточно негативные. Один из покупателей новой Нивы отмечает: к 1 000 км развылась коробка, отвернув сливную пробку, вместо масла он обнаружил нечто, по цвету и консистенции больше напоминающее гуталин. В гарантийном ремонте отказали, так как шум не считают дефектом.
К 5 000 км моторное масло угорело до минимальной отметки на щупе и сильно почернело в условиях городской эксплуатации. Замена на Shell Helix Ultra сразу сказалась на двигателе, он стал работать значительно тише и равномернее.
Другие владельцы Нив также считают необходимой замену масел на нормальные импортные сразу после покупки автомобиля, если хозяин заинтересован в продлении жизни двигателю и трансмиссии.