Содержание
После фейслифтинга 2021 года Лада Ларгус обновила не только вид в анфас, но и гамму моторов: двигатель ВАЗ-11189 сменили на ВАЗ-11182. Фактически, это модернизация предшественника, но её посчитали достаточно глубокой для смены индекса. Впрочем, все предыдущие модернизации, а их за почти 40 лет (в своих корнях это “восьмерочный” мотор начала 80-х) набралось немало, тоже проходили как новые двигателя.
Второй двигатель, ВАЗ-21129 появился еще в 2015 г., как результат “впихивания” в экологические нормы Евро-5 мотора “127-й” серии. В 2017 его начали ставить на Ларгус взамен производимого в Румынии по французской лицензии К4М.
Технические характеристики
Оба мотора рядные, 4-цилиндровые, бензиновые, инжекторные, с 2 и 4 клапанами на цилиндр соответственно. Блок цилндров чугунный, головка блока алюминиевая. Схема довольно архаична по современным представлениям,так как требует долгой обкатки (до 10 000 км), однако и ресурс таких моторов 250 000 – 300 000 км.
Восьмиклапанник устанавливается на модификации:
- универсал;
- фургон.
Шестнадцатиклапанный доступен на всех модификациях Ларгуса:
- универсал;
- Cross;
- фургон.
Заводской номер двигателя | 11182 | 21129 |
Рабочий объем, см. куб. | 1 596 | 1 596 |
Диаметр цилиндра, мм | 82 | 82 |
Ход поршня, мм | 75,6 | 75,6 |
Мощность, л. с./при частоте вращения коленвала, об/мин | 90/5 000 | 106/5 800 |
Крутящий момент, Нм/при частоте, об/мин | 143/3 800 | 148/4 200 |
Степень сжатия | 10,5 | 10,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 160 | 170 |
Разгон до 100 км/ч, сек* | 14,0/–/14,3 | 13,5/14,2/13,1 |
*- в параметре “Разгон” данные для универсала/Cross`а/фургона, соответственно.
Расход топлива
Рекомендуемое топливо в обоих случаях – бензин АИ-95, данные о расходе приведены при работе именно на нем. Но отмечается, что моторы вполне нормально “усваивают” и 92-й бензин, однако динамические характеристики при этом снижаются, а расход возрастает.
В таблице ниже приведены данные о топливной экономичности по модификациям Ларгуса, в числителе – при комплектации 8-клапанным двигателем 11182, в знаменателе – 16-клапанным 21129.
Модификация Largus | Универсал | Cross | Фургон |
Расход, по городу, л/100 км | 10,2/9,8 | –/10,2 | 11,1/10,9 |
по трассе, л/100 км | 6,5/6,3 | –/6,3 | 6,7/6,5 |
комбинированный цикл, л/100 км | 7,8/7,5 | –/7,8 | 8,3/8,1 |
Конструктивные особенности двигателей
Применительно к 11182 проведенная модернизация оказалась палкой о двух концах. Да, она позволила поднять мощность на 3 л. с. и крутящий момент на 3 Нм, но это изменение даже самый внимательный водитель вряд ли заметит.
Другое дело расширение полки крутящего момента, сделавшее характер 8-клапанника более дизельным, позволяя ездить “на низах”, экономя топливо. Другой вопрос, будет ли давления масла для такого стиля езды хватать, но на него ответит только практика.
Достигались эти изменения несколькими путями:
- Облегчением ряда деталей: шатунно-поршневая группа, коленвал, распредвал и даже клапаны. С одной стороны, уменьшение массы подвижных деталей дает некоторую экономию топлива и рост динамики. Но с другой – растут удельные нагрузки, снижается надежность и ресурс. Это в теории, но АвтоВАЗ заявляет, что надежность не пострадала. Будем надеяться.
- Проточки в поршнях, исключающие их контакт с клапанами при обрыве ремня привода ГРМ. Ремень на новом двигателе сузили, при этом обещая сохранить ресурс в 180 000 км. Но помалкивая, что помпа, приводимая этим же ремнем, зачастую не выхаживает и половины этого пробега, а заклинив, рвет или смещает ремень. Эта проблема появилась еще на “восьмерках”, но воз и ныне там: вместо решения вопроса качества навесного оборудования ВАЗ уменьшает тяжесть последствий.
Модернизация головки блока цилиндров – отдельная песня. Наряду с изменением профилей кулачков распредвала сменили и тип привода клапанов, теперь он осуществляется толкателями. АвтоВАЗ с гордостью заявляет, что такая схема не требует регулировки зазоров вплоть до 90 000 км пробега. Учитывая историю с вазовскими помпами, верится с трудом, но время покажет.
А вот то, что нехитрая, в общем-то, процедура регулировки клапанов превратилась в феноменальный геморрой, уже факт. Судите сами, теперь придется:
- промерить зазоры;
- разобрав головку и вынув распредвал, промерить толкатели;
- рассчитать нужные параметры новых толкателей;
- промчаться по близлежащим автомагазинам и рынкам в поисках нужных толкателей;
- если звезды сошлись и улыбнулась удача, собрать головку и проверить в работе.
В итоге, при определенном везении, можно в день уложиться. Водители полувековой давности, тратившие на аналогичную процедуру полчаса, час от силы, только пальцем у виска покрутили бы, глядя на эти экзерсисы современных коллег.
16-клапанник 21129 оборудован гидрокомпенсаторами зазоров, там такой проблемы нет. Их качество порой вызывает вопросы, а еще они любят хорошее и чистое масло, но в целом такая конструкция прогрессивнее и удобнее в эксплуатации.
После доведения обоих двигателей до норм Евро-5 стали отмечаться глюки электронного блока управления двигателя. Правда, иногда они лечатся банальным отключением массы аккумулятора, но порой приходится излазить всю машину, причина может быть даже в напрямую не связанных с мотором датчиках.
Выбор двигателей: какой лучше?
Выбор между 8- и 16-клапанниками – тема жарких дискуссий в интернете уже не один год. Если кратко резюмировать, то 8-клапанный больше подходит приверженцам спокойной и размеренной езды, а 16-клапанный для любителей “позажигать”.